Monday, June 8, 2009

Социальное предпринимательство - это не благотворительность

Когда говоришь "социальное предпринимательство", в ответ слышишь - "Что? Благотворительность?". Реакция понятна. У нас в обществе комбинация "социальное" и "предпринимательство" воспринимается, как оксюморон.

На самом же деле, цель социального предпринимательства - такая же, как и у любого предпринимательства: прибыль. Только разница в том, что эта цель не единственная. За ней стоит идея, которая является социально значимой, важной, меняющей устои или систему, которая не работает.

Самый яркий пример - "микрокредитование" Мохаммада Юнуса. Хотя многие его ругают в том, что он на этом зарабатывает немалые проценты, все же он предоставил возможность миллионам жителей Индии (98% - это женщины) выйти из бесконечной бедности и начать свое дело. В то время, как ни один банк не принял эту идею, которая оказалась важной для общества и, в то же время, не стала благотворительностью (т.е. безвозмездным вкладом).

Понятие "социальное предпринимательство" принадлежит Вильяму Дрейтону, основателю организации Ashoka, которая впервые открыла миру и стала всячески поддерживать людей этой профессии из так называемого "4-го" сектора (1-й - это государство, 2-й - бизнес, 3-й - неприбыльные организации). Историю и определение "социального предпринимательства" можно скачать и прочитать в работе под названием Social Entrepreneurship: Towards an Entrepreneurial Culture for Social and Economic Development.

Если подытожить, социальное предпринимательство - это когда предприниматель думает не только о своей выгоде, но и о выгоде общества, причем, в долгосрочной перспективе. Мистер Дрейтон пишет о 5-и качествах социального предпринимателя:
  1. сильная, новая идея, которая способна поменять систему (ред. - очень многие системы, созданные руками человека, почему-то в долгосрочной перспективе не работают, взять хотя бы систему образования; единственная система, которая работает - это природа, нужно у нее учиться)
  2. творчество (склонность и открытость к новым подходам, идеям, решениям)
  3. потенциал идеи иметь значительное положительное влияние
  4. предприниматльский дух и знания
  5. сильные этические нормы, ценности

Из всего прочитанного вывод мой таков: неважно, как это называется - социальное предпринимательство или как-то еще. Важно другое: какая идея (наскольно инновационная, важная, сильная, и имеет ли потенциал быть скопированной) и какими способами, на основе каких ценностей она реализуется. Именно такие идеи и таких людей собирает Hub по всему миру - для поддержки, нахождения ресурсов, реализации.

Вот некоторые дополнительные интересные ресурсы по вопросу Social Entrepreneurship.

2 comments:

  1. Юлия,спасибо за ваш пост, очень поднял моё настроение с самого утра. Так приятно что о осоциальном предпринимательстве пишут, знают и главное используют в повседневной жизни. Удачи вам и всего самого светлого, я теперь вашь читать в RSS ленте:-))

    ReplyDelete
  2. Алинка, приветствие!! Здорово, что есть резонанс!! Ваш коммент тоже поднял мне настроение!! Правда. Значит, это кому-нибудь нужно. И пошло хорошее настроение гулять по большому кругу :) На связи и до встречи!

    ReplyDelete